Контроль качества при строительстве дорог и мостов

Дорожно-строительные и мостостроительные работы отличаются высоким уровнем ответственности – от качества дорожного полотна и опор мостов нередко зависит здоровье и жизни рядовых потребителей. Учитывая колоссальные эксплуатационные нагрузки, проектный срок службы дорог в норме составляет 13-15 лет, мостов – около 100 лет, однако по ряду причин, в том числе по вине подрядных организаций, конструкции выходят из строя на порядок раньше.

Нормативно-правовая база

Общий вид     Контроль качества при строительстве дорог осуществляется в соответствии со СП 78.13330.2012 и профильным пособием, в которых детально изложен порядок выполнения строительных работ в зависимости от типа дорожного полотна, основания и времени года, а также установлен порядок контрольных измерений и наблюдений.

Мостостроительные организации при возведении строительных объектов руководствуются СП 46.13330.2012 «Мосты и трубы». На его основании разработано подробное пособие «Контроль качества на строительстве мостов», описывающее все стадии и этапы контроля при разработке проектной документации, выполнении строительных работ и сдаче готового объекта в эксплуатацию.

Лучшие показатели качества показывают строительные организации, руководствующиеся ГОСТ Р ИСО 9001-2015 «Системы менеджмента качества». Специалисты мостостроительных организаций могут также ориентироваться на европейский стандарт EN 1991-1-1:2002 «Еврокод 1. Воздействия на несущие конструкции».

Чем грозит нарушение технологического процесса при строительстве дорог и мостов

Общий вид     Существует широкий перечень ГОСТов и «Рекомендаций» для отдельных видов работ: геодезических и земельных работ, производства бетонных и железобетонных конструкций, выполнения сварных швов и использования цементных смесей. Теоретически, технологический процесс расписан в мельчайших подробностях. Однако на практике подрядные организации зачастую игнорируют требования строительных норм, и на сданном в эксплуатацию объекте через некоторое время обнаруживаются дефекты различной степени.

Доказать вину подрядчика можно будет только в судебном порядке. В ходе конфликта суд назначит техническую экспертизу объекта, которая наверняка выявит все нарушения и отклонения от строительных норм, однако для усиления конструкций и ликвидации дефектов потребуются дополнительные средства и время. Единственный способ получить строительный объект (отрезок дороги, мост) надлежащего качества – регулярный контроль качества работы подрядной организации.

Специалисты компании «Центр инжиниринговых услуг и технической экспертизы» обеспечат вам экспертное сопровождение на всех этапах строительства объекта – от экспертизы проектно-сметной документации и необходимых инженерно-геодезических изысканий, до тестирования строительных материалов и готовых конструкций на соответствие нормативным требованиям.

Виды контроля

Общий вид      От качества проектно-сметной документации зависит успех строительства. Экспертиза проекта поможет на самых ранних сроках обнаружить недочеты, погрешности и исправить их. Проект строительства моста или дороги отличается повышенной сложностью: помимо дорожного полотна и опор необходимо позаботиться о тротуарах, переходах, обочинах, водопроводах, ограждениях и т.п. Важно согласовать все элементы проекта и удостовериться в их соответствии действующим правовым актам.

При строительстве дорог одним из ключевых этапов является возведение земляного полотна. В зависимости от формы рельефа и типа основания (песчаные, глинистые, болотистые и пр.) необходимо создавать выемки или насыпи, обустраивать валы и канавы для отвода ливневой воды, проводить уплотнение грунта и укреплять обочины. Для всех перечисленных видов работ необходимы подробные инженерно-геодезические и инженерно-геологические исследования. Лабораторные испытания грунтов включают определение типа грунта (плодородный слой удаляется), показатели влажности, однородности и плотности.

Немаловажную роль играет входящий контроль строительных материалов от их качества в будущем зависят прочность и долговечность дорожного полотна, мостовых свай, бетонных и железобетонных конструкций.

Операционный контроль регламентирует последовательность и состав технологических операций, их соответствие законодательным нормам, строительным регламентам и проектно-сметной документации, соблюдение технологических режимов и показателей качества, установленных в проекте. Результаты всех исследований оформляются документально.

На последнем этапе контроля эксперты проверяют качественные показатели готовых конструкций. Один из ключевых анализов – лабораторные испытания асфальтобетона. Образцы (керны) отбираются из постеленного дорожного полотна для определения их толщины, плотности, водостойкости и других механических параметров.

Специалисты компании «Центр инжиниринговых услуг и технической экспертизы» оказывают экспертное сопровождение при строительстве мостов и дорог. Обращайтесь в наш центр, чтобы уточнить подробности сотрудничества и получить бесплатную консультацию.

Автор статьи: Руководитель Департамента “Строительно-техническая экспертиза” Дорошин А.С.

Заказать звонок