На протяжении многих лет реорганизация являлась наиболее эффективной процедурой, которая помогала руководству предприятия вывести его из финансового кризиса, либо уклониться от уплаты штрафов и задолженности перед налоговой администрацией. Иногда несколько компаний, находящихся в затруднительном положении, реорганизовывались в новую организацию, на которую не переходили их долги.
Эти предприятия в скором времени ликвидировались, а налоговая задолженность так и оставалась непогашенной.
Но, со вступлением в действие Налогового кодекса, условия проведения данной процедуры значительно изменились. Согласно первой части этого законодательного акта все долги и обязательства предприятия, которое проходит процедуру реорганизации, полностью переходят к вновь созданному.
В связи с изменениями в законодательстве России в настоящее время многие руководители компаний, имеющих ряд определённых проблем, уже не рассматривают реорганизацию как возможность избежать погашения своих налоговых обязательств. Это не касается тех случаев, когда новое предприятие сознательно принимает на себя всю кредиторскую задолженность реорганизованной организации. В этой ситуации на него также ложится ответственность за своевременность проведения расчётов со всеми кредиторами.
Для того чтобы избежать ошибок и не тратить лишнее время, рекомендуем воспользоваться услугами профессионалов. Для тех же кто хочет сам разобраться во всех тонкостях этой процедуры, распишем ее основные особенности.
Согласно действующему Налоговому кодексу Российской Федерации реорганизация предприятия может проводиться при выполнении следующих процедур:
Главной целью присоединения является возможность выведения организации из финансового кризиса. Данная процедура проводится на основании решения руководителей предприятий, которые планируют предстоящее присоединение. В этом случае нет необходимости создавать новую компанию, так как все права и обязанности автоматически переходят к юридическому лицу, указанному в передаточном акте в качестве правопреемника. Остальные организации, участвующие в реорганизации исключаются из единого государственного реестра юридических лиц (далее ЕГРЮЛ). Положительным моментом данной процедуры является сохранение всех рабочих мест, что очень важно в условиях нынешней проблемной ситуации с трудоустройством населения.
На сегодняшний день процедура разделения наиболее популярна на территории Российской Федерации. Она позволяет разделить одно предприятие на несколько небольших компаний, которые будут работать в выбранном направлении. Главная организация, которая подвергается разделению, полностью прекращает своё существование в качестве юридического лица. При проведении этой процедуры создаётся разделительный баланс, а также делается соответствующая запись в ЕГРЮЛ. В разделительном балансе отражается вся кредиторская задолженность реорганизованного предприятия, которая переходит на вновь созданные компании.
Перед началом процедуры слияния руководство каждой организации принимает решение о предстоящей сделке, о чём заключается соответствующий договор. При слиянии предприятий создаётся новая компания, а все участники реорганизации прекращают своё существование путём ликвидации. Благодаря слиянию создаётся более крупная организация с более мощной производственной базой, у которой появляется возможность развиваться и в других отраслях хозяйствования. Российский Налоговый Кодекс обязует новую компанию провести все расчёты по обязательствам с бюджетом и другими кредиторами предприятий, участвовавших в реорганизации.
Процедура выделения проводится в том случае, когда руководство филиала компании принимает решение о дальнейшем существовании в качестве самостоятельной организации. В этом случае составляется разделительный баланс, определяющий обязательства выделенного предприятия, которое проходит регистрацию во всех государственных органах в качестве юридического лица.
При проведении преобразования предприятия изменяется его организационно-правовая форма. Юридическое лицо по своему усмотрению выбирает, в какой форме ему будет более удобно осуществлять свою хозяйственную деятельность. При принятии решения руководства компании о процедуре реорганизации подписывается передаточный акт, после чего составляется новый Устав, регламентирующий её дальнейшую деятельность. На этом основании вносятся изменения во все регистрационные документы.
В том случае, когда руководство предприятия поручает специализированной компании заниматься организацией процедуры реорганизации, посреднику передаётся следующая документация:
Посредник представляет интересы реорганизуемой организации на основании заключённого договора, благодаря чему руководство компании избавляет себя от всех проблем, связанных с соблюдением:
После того как было принято решение о реорганизации, предприятие обязано в течение 3 дней уведомить налоговые органы об этой процедуре. При поступлении таких сведений в налоговую администрацию на реорганизованном предприятии проводится внеплановая проверка, целью которой является контроль:
По результатам проведённой проверки составляется соответствующий акт в 3-х экземплярах, один из которых необходим для постановки на учёт в органы налоговой администрации нового предприятия, созданного при реорганизации. Также следует в письменной форме уведомить о проведённой процедуре все внебюджетные фонды.
При проведении реорганизации руководство предприятия обязано уведомить об этом в письменном виде всех своих кредиторов, так как ими может быть потребована оценка бизнеса. Для этих целей законодательством России установлены определённые сроки – 30 дней (с момента, когда было принято решение о реорганизации). В этой ситуации кредиторам позволяется потребовать от предприятия, проходящего реорганизацию, незамедлительного погашения задолженности.
Руководство реорганизуемой организации обязано: